MNPR:
– Про продвижение халяль до того, как это стало мейнстримом. С течением времени люди все больше узнают про Ислам и его ценности. Как Вы думаете, бренды, которые маркируют свой продукт словом «халяль», действительно ли разделяют его ценности или же пользуются моментом, чтобы привлечь к себе интерес?
Нармин:
– По-моему, если речь идет, например, о большой компании, которая сертифицировалась и стала выпускать маркированные “халяль” продукты или запустила коллекцию одежды для мусульманок, то тут важнее не разделять эти ценности, а уважать и понимать. Тогда не будет и карикатурных ляпов в тех же продуктах, брендинге и коммуникациях.
Одна из моих самых востребованных лекций – это топ 10 ошибок при выходе на халяльный рынок. Просто постоянно актуальный хит. И кейсы всё забавнее с каждым годом. Если приводить примеры, то это, например, выпуск абай (традиционное арабское платье или, как говорят славяне, — хиджаб) для мусульманок с разрезом до бедер без нижнего платья или брюк. И, главное, активная демонстрация этого разреза в рекламной кампании (РК). Или элементарно – неверный бриф моделям, которых приглашают в РК — даже стандартное модельное позирование в таких образах смотрится нелепо, если нет человека, который может верно забрифовать.
Мы сопровождали получение международной халяль-сертификации для всемирно известного косметического бренда INGLOT, в том числе и презентацию в РФ. Бренд соответствует халяль-нормам косметики с самого основания, но они так глубоко подошли к серьезности темы, что несколько лет готовились к тому, чтобы получить сертификацию и заявить об этом. Потому что чётко понимали — есть нормы "халяль" в вопросе стандартов соответствия качества, составов и пр. А есть этическая сторона в продвижении тех или иных продуктов, ценностей, образов. Они так деликатно и ёмко подошли к вопросу, что не каждый носитель религии, производящей косметику, может похвастаться.
Или выпуск откровенно вредящих здоровью энергетиков с маркировкой "халяль" — это оксюморон.
Что касается сертификации, то получение "халяль" маркировки — очень сложная процедура. Поэтому техническое соответствие нормам при наличии соответствующего значка редко в наши дни вызывает недоверие. Но вот нелепой коммуникацией можно всё испортить.
Есть еще один прекрасный пример, и тоже наши клиенты — первая в России органическая ферма с сертификацией халяль "Горчичная поляна". Сначала получили европейский сертификат "органик", потом — халяль. Это, чтобы было понятно, в разы усложняет и удорожает процесс производства. Но основателем фермы Александром Юрьевичем Бродовским двигала идея объединения "мира" за одним столом, где будет еда, разрешенная всем. И то, как глубоко он подошёл к этому вопросу, вызывает невероятное уважение.
Безусловно, сейчас для всех очевидно, наверное: что тренд на все мусульманское, халяльное, в мире наращивает свои обороты. Это можно заметить в рекламных кампаниях крупных российских корпораций, периодически появляются те же девушки в платке. Это можно видеть на все расширяющихся полках халяльных продуктов в супермаркете. Но, как и любой другой тренд, он требует понимания, внимания, уважения, профессионализма!