СТАТЬИ
Подскажи, водица, кому мой PR пригодится: PR-специалисты и маркетологи предсказали судьбу коммуникационной сферы
Время приближения к Старому Новому году издревле принято считать самым удачным для гаданий и предсказаний. А текущие обстоятельства вообще не особо позволяют строить точные прогнозы, поэтому мы решили со специалистами по PR и маркетингу погадать на судьбу коммуникационной сферы. Суженая или ряженая? Посмотрим, что нагадали наши эксперты.
Яна Петрова,
Digital и PR-специалист
Яна Петрова,
Digital и PR-специалист
Сфера коммуникаций крайне чувствительная к общественно-политическим изменениям и потому испытывала серьезную турбулентность в недавней ретроспективе, что непременно отразиться на ней и в ближайшем будущем, - предсказывает Яна Петрова, Digital и PR-специалист ООО “Русская косметика”. Пару ярких трендов, которые выделяет Яна, исходя из своей профессиональной реальности последнего года.
“”
По моим ощущениям, есть объективные основания полагать, что в наступившем году возрастет роль инсайдерской информации и личных связей.
Так, люди станут еще более охотно искать и находить точки соприкосновения интересов внутри профессиональных сообществ с тем, чтобы расширять таким образом круг полезных знакомств, развивать на основе полученной информации новые направления, обмениваться информацией и выходить на новые деловые ниши. Сейчас время синергии, объединения вокруг идей и ресурсов.

Второй тренд , который я бы отметила, как уже отчетливо заметное явление - это изменения, связанные с деформацией рыночной конъюнктуры в связи с уходом многих глобальных игроков. Инфополе сильно изменилось и структурно, и контекстно. Открылись новые возможности для компаний, у которых в бытность доминирования западных глобалов шансов быть заметными было очень немного. Направленная государственная политика поддержки отечественных компаний открывает для них инструментарий, ранее недоступный. Уже имеет место быть дотационная стратегия со-финансирования целевых программ направленных на популяризацию российского бизнеса как внутри страны, так и за ее пределами. Оказывается финансовая поддержка как рекламодателей-представителей российского бизнеса, так и опосредованная поддержка компаний предоставляющих коммуникационные услуги, то есть СМИ. Отсюда изменится в сторону существенного увеличения SOV российского бизнеса со всеми вытекающими.
Станислав Скопылатов,
директор по связям с общественностью
Станислав Скопылатов, директор по связям с общественностью
Директор по связям с общественностью ООО «Профит Маркетинг» Станислав Скопылатов предсказывает следующие тренды на ближайшее будущее:

1. Комплексный подход к взаимодействию с потребителями

Маркетологи не должны ограничиваться только рекламными кампаниями, поскольку для взаимодействия клиентов с брендом недостаточно одного метода или канала. Маркетологи должны учитывать все точки взаимодействия с клиентом на всем пути потребителя и фокусироваться на качестве обслуживания в целом, а не на единовременной кампании.

2. Инфлюенс-маркетинг и дистрибуция контента

В настоящее время создать отличные материалы – это пол дела. Успешные маркетологи обязательно занимаются дистрибуцией контента. В 2023 году усилится популярность продвижения через лидеров мнений. У инфлюенсеров – сейчас тренд на микро и нано блогеров, т.к. стоимость размещения у них ниже, и считается, что их рекомендации
воспринимаются более нативно. Также важно работать с аккаунтами соцсетей от имени сотрудников бренда и тематическими сообществами. Вести активности на отдельных, независимых медиа площадках, многие из которых позволяют бизнесу вести свой блог.

3. Видеомаркетинг

Видеомаркетинг окреп и встал на ноги вместе с бесплатными видеохостингами (YouTube, RuTube, Vimeo). Поскольку к видео для социальных сетей предъявляются менее жесткие требования по качеству, стоимость одного ролика может быть невысока. Многие маркетологи переходят на этот формат, т.к. он проще и позволяет протестировать больше маркетинговых
гипотез.

4. Дайджесты

Ментальная пропускная способность имеет свои пределы. Поэтому пользователи стремятся найти компактные материалы с информацией, позволяющей решить стоящие перед ними задачи. Обзорные материалы позволяют быстро погрузиться в тему или быть в курсе происходящих изменений.

5. Покупки через соцсети

Принципиальное отличие социальной коммерции от электронной коммерции и маркетинга в социальных сетях состоит в том, что для совершения покупки пользователя не выводят за пределы социальной сети – все необходимое уже есть в ней. По сути «Ютуб», «ВКонтакте», «Вацап» и даже «ТикТок» становятся интернет-магазинами, досками объявлений и афишами
мероприятий. Поэтому бизнесу, особенно небольших размеров, в 2023 году имеет смысл рассматривать соцсети не только как канал продвижения, но и как торговую площадку для продажи товаров.

6. Акцент на социальной ответственности и репутации
“”

Сегодняшние потребители отдают предпочтение социально ответственным компаниям, которые уравновешивают свои инициативы, приносящие деньги, с общественно-полезной деятельностью.

Специалисты по маркетингу придают большое значение тому, чтобы делать упор на общественно-полезную деятельность компании для привлечения потребителей, которые, делая покупки, хотят менять мир к лучшему. Это может быть продвижение упаковки, годной для переработки, рекламные кампании, повышающие осведомленность о проблемах в обществе, направление части прибыли на благотворительность, поддержка социальной справедливости, поддержка заповедных животных и в целом дикой природы.
Валерия Чертовикова,
CEO, специалист по корпоративному
обучению и коммуникациям
Валерия Чертовикова,
CEO, специалист по корпоративному
обучению и коммуникациям
Тренд на заботу и поддержку, пожалуй, сохранится и станет определяющим для многих сфер деятельности. Это то главное, что люди хотят ощущать в кризисных и тревожных ситуациях, чтобы оставаться в ресурсе и чувствовать себя в безопасности, – также предсказывает Валерия Чертовикова, CEO группы компаний Black Square Group, специалист по корпоративному обучению и коммуникациям.

А также гадает на следующие тренды:


1. Аналитика и инфографика

Ещё в период пандемии многие поняли, что не следует верить всему, о чём нам говорят в новостях. 2022 год это мнение только усилил. Критическое мышление станет определяющим.
“”

Теперь люди больше доверяют информации с цифрами и конкретными фактами.



2. Сообщества и клубы

В трудные времена люди ищут опоры. Поэтому популярность узких, тематических сообществ будет только расти. Когда люди с общими ценностями и интересами объединяются, они получают сильную поддержку друг от друга. А если такому взаимодействию будет способствовать компания, это только подкрепит доверие и любовь к бренду.

3. Сайты, печатные и электронные издания

Интерес к одним только соцсетям постепенно снижается. Теперь, чтобы продвигаться, бренду важно публиковаться в разных информационных и развлекательных изданиях. Быть представленным только на площадках ВК или «Телеграм» недостаточно, необходимо выходить в медиасообщество.

4. Интересы миллениалов и зуммеров

Чтобы привлечь внимание молодого поколения, стоит подумать о присутствии в метавселенной и записи подкастов. По данным «Яндекс Музыки», 16 миллионов человек слушают подкасты. Среди молодёжи это самый популярный источник информации.

5. Максимум пользы

Краткость и ясность текстов уже долгое время являются определяющими в сфере копирайтинга. Человек лучше усвоит важную информацию, если тексты будут содержать краткие выводы, чек-листы, рекомендации.
Кристина Петрова,
основатель коммуникационного агентства
Кристина Петрова,
основатель коммуникационного агентства
Прогнозы – дело неблагодарное всегда, а сегодня, вдвойне. Поэтому здорово, что мы с вами сразу договорились, что «гадаем». Я думаю, что в 2023 нас ждет максимальное количество изменений. Очевидно, что поправки в закон «О рекламе» от 1 сентября 2022, перестройка экономики в связи с событиями 24 февраля 2022 и многие другие менее масштабные события приведут к переформатированию рынка, – гадает Кристина Петрова, основатель коммуникационного агентства PR Perfect.

Значимость собственных площадок будет наращиваться – это и сайты (с блогами на них), и профили компаний в социальных сетях. Telegram останется трендом в 2023. Мода на формирование личного бренда тоже будет с нами. Возможно, мы еще не раз столкнемся с жесткой моноповесткой, но не думаю, что это станет проблемой, большинство специалистов научились с ней работать еще в ковидные времена.

Вообще тренд 2022, вероятно, продолжится и в 2023 – тренд на гибкость бизнеса, а следовательно, и коммуникаторов, и легкое отношения к постоянно меняющимся условиям игры.
“”

Высокая адаптивность – слоган последних лет, который мы прихватим с собой в 2023.

Екатерина Прохорова,
эксперт в PR-продвижении
Екатерина Прохорова,
эксперт в PR-продвижении
Сфера коммуникаций пережила непростое время в 2022 году, особенно СМИ, имеющие представительства в других странах. После точки кризиса всегда приходит рост и развитие, именно под этим лозунгом пройдет 2023 год для СМИ? – предсказывает Екатерина Прохорова, эксперт в PR-продвижении.
Полагаю, в этом году позиция коммуникационных площадок укрепится и однозначно определится с контентной политикой. В 2022 году многое тестировали, внедряли то, что не использовали ранее из-за редакционной западной политики. Будут добавляться новые форматы рекламы в изданиях, возможно размещение новостей компаний самостоятельно на сайте станет платным и будут разработаны новые предложения по спецпроектам. Перед новым годам некоторые интернет-издания уже проводили опросы, как создать рубрику самостоятельного размещения новостей и не превратиться в низкопрофильное СМИ – это что-то вроде релизоприемника, который попадает в Яндекс.Новости.
“”

Продолжится создание новых СМИ, поэтому при грамотном анализе целевой аудитории можно будет точнее бить в цель.

Брендам самое время задуматься о своем медиа. Именно эта площадка будет объединять вас с вашими клиентами, приводить новых и мотивировать возвращаться снова. Например, интернет-магазин одежды может вести рубрику со стилистом, который раскрывает секреты грамотного стиля на примере ассортимента магазина.
Возможно, вектор стандартной подачи новостей изменится на креативный подход, чтобы мгновенно цеплять глаз читателя: новое оформление изданий, добавление фото или видеорубрик и др.
Резюмирую: мои прогнозы самые позитивные – сферу коммуникаций ждет творческий год и цифровое становление.
Наталия Ростова,
директор по внешним связям и коммуникациям
Наталия Ростова,
директор по внешним связям и коммуникациям
Хочется верить, что наступивший год будет хоть в чём-то более предсказуемым, чем предыдущий.

Исходя из наметившихся тенденций можно предположить, что ландшафт медийного пространства продолжит корректироваться. На смену ушедшим изданиям будут появляться новые, это прежде всего касается лайфстайла и авторских проектов, – нагадала Наталия Ростова, директор по внешним связям и коммуникациям PR-агентства Mediacom.Expert.

По ряду деловых СМИ видны изменения как в подаче материалов, так и в условиях взаимодействия с редакциями, эта тенденция продолжится. Формат партнёрских материалов будет получать ещё большее распространение.
А требования к контенту возрастать — в приоритете уникальность и полезность материала для читателей.
“”

Телеграм-каналы как альтернативные источники новостей будут набирать вес и формировать повестку некоторых СМИ.

Ожидается, что взаимопонимание между журналистами и пиарщиками будет больше, в том числе за счет продолжения миграции журналистов в сферу PR. Благодаря мессенджерам, коммуникации упрощаются и становятся оперативнее.

Продолжит расти количество различных живых форматов общения с аудиторией: подкасты, YouTube-программы, вебинары, различные онлайн-активности.
Брендам для привлечения внимания аудитории надо будет пробовать новые форматы взаимодействия, тестировать креативные подходы. И для каждой ЦА выбирать свой tone of voice.