СТАТЬИ
Страшный сон PR-специалиста: подборка историй, от которых в жилах стынет кровь
31.10.2023
Текст: Анна Бор и Татьяна Зайцева
Сегодня отмечают Хэллоуин, а значит пришло время рассказывать жуткие истории, от которых в жилах стынет кровь. У пиарщиков таких историй много: важный пресс-релиз не сохранился, потерялось обручальное кольцо в боксах креативной рассылки, не записался звук прямого эфира. Я, Татьяна Зайцева, автор и главный редактор MODA NA PR попросила пиарщиков рассказать свои страсти-мордасти из профессиональной жизни в уже традиционном материале к Хэллоуину, именно со страшных сказок началась история проекта год назад, поверьте, нам тоже было страшно.
Компания, которую я вела как PR-менеджер в агентстве, собрала из клиентов и сотрудников хоккейную команду, чтобы сделать стильную хоккейную форму. В цветах компании, с логотипом и всё такое. Мы остановились на том, что сделаем для начала хоккейные свитера. И вот мы находим фабрику, которая шьет форму для “АК БАРС”. Согласовываем цвет, рисунок, номера, фамилии и так далее. Фабрика начинает отшивать, а я со спокойной совестью говорю руководителю, что 9 апреля всё будет готово. Но не учитываю одного: фабрика находится под Казанью, а мы в Москве.

9 апреля (а это была пятница) мне пишут с производства с радостной информацией о готовности партии. И сообщают, что могут доставить форму в понедельник. А у меня уже в субботу хоккейная команда должна в этих свитерах в социальные сети фотографироваться. С этого момента начинается мой логистический забег. Я ищу людей, которые летят из Казани в Москву, рассчитываю авиадоставку. Время идет. Чем ближе к вечеру, тем меньше у меня шансов что-то организовать. И тут я вспоминаю про Бла-Бла Кар. Делаю заказ, меня обманывает водитель, я теряю на этом 3000 рублей.

Но потом я нахожу замечательного человека, который соглашается выполнить операцию от и до. Есть одно “но”: он не может просто так забрать форму. Я делаю ему онлайн-доверенность, фабрике почти на крови клянусь, что это наш человек и доверенность я пришлю письмом как-нибудь.

Форма отправляется в Москву. В течение 12 часов я не понимаю, что с формой, едет ли она. Суммарная стоимость — около полумиллиона рублей. Утро.
9:30 – 10:00 – 10:30. Ничего. А потом раздается долгожданный звонок и мне присылают фото упаковки у дверей моего руководителя.

Елизавета Давыдова
владелец и маркетолог “Comm"on Consulting”

Виктория Лизунова
PR-менеджер lifestyle-проектов
Помню далекий 2018 год и чудесное время поездок в пресс-туры в разные уголки мира к любимым клиентам. Так я с несколькими журналистами отправилась к клиенту на производство в Италию. Полет проходил отлично, но с одной пересадкой во Франкфурте, где мы удачно прошли досмотр и ждали вылета в итальянскую Анкону. Приземлившись там, мы с прекрасным настроением побежали на прохождение таможенного контроля.

Все документы с подтверждением бронирования отеля и приглашением от клиента были у меня в телефоне, но, к моему последующему ужасу, не скринами, а файлами в почте. Я почему-то была уверена, что с легкостью открою их, подключившись к Wi-fi в аэропорту. Мысли о том, что нужно проверить все заранее, у меня даже не закралось. И вот, уже стоя перед сотрудником таможенного контроля, я судорожно пытаюсь подключиться к сети и загрузить необходимые документы, но интернет, как назло, не хотел работать вообще. Вижу, как улыбка солнечного итальянца меняется на вопросительное предостережение, и я слышу: «Мисс, у вас какие-то проблемы? Почему мы не можем получить документы?».

Казалось, тогда земля уходила из-под ног — я уже представила, как меня и четырех журналистов из-за отсутствия подтверждения возвращают обратно с пересадкой, как мне пишет недовольный клиент, который заплатил кучу денег, чтобы перевезти редакторов и устроить пресс-тур, как я пишу заявление по собственному и ухожу в закат. К счастью, силы интернет-сети услышали меня и открыли файлы с подтверждением. После чего я на 100 лет зарубила себе, что все файлы нужно скринить, сохранять, пересылать и подстраховываться всеми возможными способами.

Из других страшилок был и пресс-релиз с изображением изделия с неправильной гравировкой, которому и был посвящен инфоповод. Новость к тому моменту уже была разослана по ряду хороших изданий. Но благо все удалось быстренько заменить и перетасовать сопроводительные картинки.
В силу своей работы я довольно часто формирую посылки для инфлюенсеров и разных специальных проектов. Так вот, у нас была замечательная коллаборация с творческой фотостудией в Санкт-Петербурге. Я, как обычно, собирала продукты для отправки и не заметила, что в коробку свалилось мое обручальное кольцо (да-да, а я тогда только вышла замуж, поэтому потерять его было в сотню раз обиднее). Благополучно собрав и отправив коробку, отправилась домой.

Далее, вы уже можете догадаться, что произошло. Я обнаружила, что кольца на пальце у меня нет. Побежала сломя голову в офис, рассказала коллегам, и мы весь вечер занимались поисками. В какой-то момент мне даже показалось, что оно могло свалиться в мусорку, но не решилась залезть в огромный мусорный контейнер на улице. Бррр, жуть.

Когда восстановила хронологию своих действий за день, то вспомнила о посылке и написала ребятам из студии, не тая особых надежд. Но чудо случилось! На следующий день мне ответили, что кольцо нашли в коробке. Вот так мое украшение провело weekend в Петербурге. История закончилась хорошо, но теперь я каждый раз снимаю кольца перед тем, как собирать очередные коробочки.

Джульетта Тер-Мартиросян
SMM-менеджер бренда "Okolo"

🎃 🎃 🎃


Анна Сагитова
PR-менеджер бренда обуви и аксессуаров Mario Berlucci
Для обувного бренда, с которым я сотрудничаю по PR, мы проводили регулярные прямые эфиры с приглашенными стилистами и брендами одежды. Наша цель была продемонстрировать, насколько хорошо модели бренда сочетаются с разными стилями одежды и представить наилучшие комбинации.

Подготовка к таким эфирам обычно занимала около трех недель. Перед началом эфира нам нужно было сначала найти стилиста и согласовать с ним/ней все детали и сроки, а также бренды, которые предоставили бы нам одежду для эфира. Важной частью процесса был запрос у стилистов образов, которые модели будут демонстрировать в эфире и подготовка презентации для этого.

Эфир, который я сейчас описываю, был уже третьим за последние четыре месяца. Всё шло идеально: стилисты своевременно предоставили образы, а одежда подходила нам как нельзя лучше. Мы уже были знакомы со студией, где проводили эфир, интернет там работал отлично. Стоит отметить, что помимо моих обязанностей в сфере PR, я была мастером на все руки: помогала развешивать вещи и одеваться моделям, занималась оформлением всех необходимых документов. Также координировала все действия, связанные со студией, участвовала в проверке оборудования. Трансляция велась с помощью специальной программы, и зрители могли заказать обувь, которую они видели на экране.

Мы предварительно анонсировали трансляцию в телеграм-каналах СМИ, стилистов и некоторых дружественных каналов. Девушки, ведущие эфир, предварительно проверили всё: подключение wi-fi, микрофоны и так далее. Однако, как только началась трансляция, зрители писали, что они не слышат звука. В то же время мы видели, что микрофоны работают нормально и показывают зелёный индикатор активности. То есть, модели продолжали демонстрировать обувь, но зрители не слышали наши комментарии. Мы не понимали, продолжать ли молча демонстрацию и смотреть в камеру или остановить всё. В итоге ушло около 7-8 минут, чтобы понять, почему не было звука.

Оказалось, что проблема была в самом приложении, которое обновили ночью, но не предупредили о необходимости обновления перед началом эфира. Когда мы вернулись, то извинились перед зрителями за технические неполадки. Конечно, количество смотрящих упало, но затем восстановилось, так как обычно все смотрят эфиры после рабочего дня в течение недели.

Если вы работаете в сегменте fashion & lifestyle, а также регулярно проводите трансляции, то важно делать пробный эфир, чтобы проверить звук, работу Wi-Fi. Если всё работает, то можно запускать основную запись. Конечно, как пиарщики, мы всегда стремимся к идеалу и перфекционизму. Но иногда ошибки бывают не по нашей вине. Важно уметь правильно выйти из таких ситуаций и извлечь уроки для себя на будущее.

🎃 🎃 🎃

История, скорее, не страшная, а довольно забавная. Когда я только начинала карьеру, клиент прислал какой-то оплаченный материал (тогда это было больше исключением, чем правилом) со словами: "Смотрите, что мы сделали".

Я не особо придала значение почтам в письме, но после обсуждения внутри агентства ответила ему забавно и мило: "Очень классно, но мы, пиарщики, не любим джинсу)) Скоро у нас выйдет X и Х". Выяснилось, что я написала всему офису клиента про джинсу, и это был очень неловкий момент.

Главный урок, который я извлекла из этой ситуации: всегда внимательно проверять, кому отправляешь письма. Может быть даже и не один раз.

Ксения Строжевская
PR Яндекс Плюс

Анна Бор
PR-менеджер и младший редактор MODA NA PR
Однажды, когда я работала в агентстве, у меня был клиент — бренд одежды, специализирующийся на пошиве комбинезонов. Они были довольно известны в своих кругах за рубежом, но с пиаром в России ничего не получалось. Всё бы ничего, только клиент хотел всё и сразу: подборки и участие в съемках в тогда еще работающем Vogue, крутых клиентов-блогеров, которые будут с руками отрывать их продукт и многое другое. Было одно “но”: ничего для этого делать клиент не хотел.

Приветственную рассылку по СМИ и инфлюенсерам мы выбивали руками и ногами, в итоге она не состоялась, так как клиент готов был выдать лишь ограниченное количество товара на приличный список, подобранных нами медиа и блогеров. А многие уже согласились на поддержку бренда в своих социальных сетях…Тогда я чуть не поседела, пытаясь составить письма, в которых мне придется извиняться за эту ситуацию.

Но вот самый ужас был в другом: бренд принимал участие в Неделе моды, кажется, в Париже и требовал (да-да, именно это слово), чтобы их lookbook опубликовал Vogue и другие подобные СМИ первого эшелона. Мы написали хороший пресс-релиз, прикрепили фотографии, разослали его по журналистам.

В итоге нам за первый месяц сотрудничества удалось не малой кровью инициировать и выпустить около 12 упоминаний бренда в разных глянцевых СМИ, в том числе Cosmo (The Voice). Но, как вы понимаете, не в Vogue. А это было основное требование клиента, несмотря на весь наш ликбез, что это невозможно здесь и сейчас.

В конце концов, они расторгли с нами контракт спустя месяц работы, даже не дав проявить себя, требуя назад возврат денежных средств, которые они вложили в первый месяц абонентского обслуживания, а орущего каждый раз менеджера на созвонах я до сих пор вспоминаю с содроганием.
Пиаром я занимаюсь уже около 10 лет, каких только историй и провалов в моей карьере не было. Расскажу не о самом страшном, но о самом репутационно значимом.

Однажды меня как пиарщика-фрилансера наняли делать большое мероприятие, где необходимо было искать партнеров по бартеру («любимое» слово и задача). С этим проблем у меня никогда не было: база контактов огромная, друзей пиарщиков много. Выбираешь подходящие бренды, рассылаешь стандартное письмо с предложением, ждешь ответа, получаешь его/делаешь всё возможное, чтобы получить, начинаете сотрудничество (или не начинаете).

Естественно, своё стандартное письмо для каждого бренда я делала более-менее индивидуальным, писала название бренда, упоминала похожие с нами PR-активности, в которых они недавно принимали участие и прочее. Всё шло по плану, пока я не получила ответ от одного из всемирно известных брендов. В письме они очень сильно оскорбились, ведь я по ошибке отправила им сообщение с названием и активностями их главного конкурента. А мой клиент, как назло, больше всего хотел, чтобы именно этот бренд был флагманским.

Такого я от себя никогда не ожидала, это было ужасно. Разумеется, они отказались принимать участие в нашем мероприятии и «отправили» к конкуренту. Я долго себя ругала, переживала, как же я в дальнейшем буду обращаться к этому бренду, но в 2022 году все изменилось, и этот бренд больше не представлен на российском рынке.

Юлия Марковчина
PR & Event Director, La Bibliotheque

Мария Жожина
Руководитель практики коммуникационного агентства «Идеи&Решения»
Все мы люди, хоть и пиарщики, поэтому промахи случаются, а страшные сны иногда становятся явью.
Из того, от чего ладошки потели, можно вспомнить несколько случаев:

Разослала релиз одного из клиентов и поставила в копию представителя другого бренда. Было неудобно.

Подрядчик-флорист сорвал договоренность за полдня до ивента и пришлось самой ехать на другой конец Москвы за горой цветов во время ужасного ливня.

Клиент решил поправить текст после того, как он уже вышел в топ СМИ. Было более 20 публикаций. Пришлось писать и звонить журналистам, так как в тексте была фактическая ошибка.

В 18:30, накануне нашей стандартной ежемесячной встречи, клиенту срочно понадобился годовой отчет с аналитикой и выводами. Вышла из офиса в три часа ночи, а потом к семи утра поехала на отчетную встречу.

Несмотря на все эти, действительно, ужасающие истории, выход из любой ситуации всегда есть. Благодаря таким случаям мы становимся опытнее, мудрее и сильнее.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР MODA NA PR В TELEGRAM