Карьера
карьера

Как перейти в PR из другой сферы: истории реальных людей

06.05.2024
На сегодняшний день PR играет ключевую роль в формировании образа компаний, брендов и даже отдельных личностей. Порой случается так, что занимаясь одним делом, люди осознают, что им интересна совершенно другая сфера деятельности, в том числе PR. Многие не решаются сделать шаг навстречу коммуникациям, а кто-то совершенно случайно оказывается в PR, но не знает с чего начать и получится ли. В этом материале мы хотим рассказать, как можно из одной сферы деятельности перейти в PR и что для этого нужно по опыту реальных людей.

Анна Волкова
Основатель онлайн-школы по изучению русского языка и сторителлинга «Нарриторика»
Я закончила филологический факультет и десять лет работала преподавателем и образовательным консультантом, углублялась в нейробиологию и психологию, преподавала словесность в гимназии, стала руководителем образовательных проектов (Full House school), потом вела частную практику и в итоге открыла свою онлайн-школу по изучению русского языка и сторителлинга «Нарриторика». Чтобы создать школу, я начала разбираться в методологии и создании продуктовых линеек, погружаться в продюсирование образовательных проектов, маркетинг, продажи, JTBD, воронки, получила несколько дополнительных образований.
За год активного погружения я стала T-shaped специалистом: человеком, который очень хорошо разбирается в преподавании и имеет широкий кругозор в смежных сферах: продакт-менеджменте, digital-маркетинге, брендинге, рекламе и PR, коммуникациях, продюсировании.

Моя предыдущая деятельность сильно помогла: работа в образовании требовала постоянного анализа информации, её структурирования и преподнесения таким образом, чтобы она была максимально понятна и полезна аудитории. Я как-то интереса ради посчитала: за год я проводила около 700 часов за книгами, подкастами и курсами по абсолютно разным дисциплинам — от философии и истории до психологии и антропологии. В коммуникациях я стала применять тот же подход, но в более широком и многообразном контексте.

Всё это время я вела свой блог и поэтапно рассказывала, как создаю свою школу: как провожу кастдевы, разрабатываю продукты, рассказываю об услугах, публикуюсь в СМИ.

Когда количество подписчиков в блоге приблизилось к 50 тысячам, ко мне начали обращаться друзья и подписчики за консалтингом их бизнеса и продукта с точки зрения коммуникаций и контент-стратегий: просили помочь создать контентные воронки, написать сценарии продаж для социальных сетей и сайтов, спроектировать матрицы контента, выйти на СМИ, подготовиться к публичным выступлениям, создать личный бренд.

Позже с таким же запросом пришло несколько крупных экспертов и предпринимателей, которые пригласили меня читать лекции по коммуникационным стратегиям и PR для студентов их курсов.
Одна из главных трудностей при переходе из образования в PR и коммуникации — перестроение мышления. В образовательной сфере акцент делается на передаче знаний и развитии критического мышления у учеников, в то время как в PR и коммуникациях важно умение не только представить информацию в привлекательном свете, но и вызвать желаемую реакцию у аудитории, будь то покупка товара, лояльность к бренду или распространение информации.

Анна Чивилева
PR-директор российской производственной компании «КЕНАЗ»
Должность PR-директора мне предложили 8 месяцев назад, когда будучи ведущим менеджером по продажам, я выдвинула инициативу относительно дальнейшего развития компании. Я лоббировала продвижение нашего бренда через различные социальные сети, изменение концепции в уже существующих VK и Telegram. Как результат, я вижу бОльшую узнаваемость бренда и увеличение объема реализуемого продукта.

Несомненно, 17-летний опыт продаж и непрерывное обучение в этой сфере помогли мне и на новой должности. Но начинать с нуля всегда непросто. Считаю, что на моем пути мне повезло, и я нашла возможность получать необходимые знания о развитии в социальных медиа в оффлайн школе «Терра». Сейчас я прохожу курс по развитию канала на одной очень крупной платформе с аудиторией в 2,5 млрд людей. Следующий мой этап — улучшить дикцию, овладеть искусством ораторства.
Да, я сталкиваюсь и с трудностями, и с разочарованием, но уверена, что на правильном пути, стоит продолжать трудиться и мне удастся достичь желаемого результата

Ольга Петухова
PR-директор благотворительного фонда «Спина Бифида»
Я закончила Московский гуманитарный университет, факультет рекламы, специальность «Дизайн и режиссура». Однако более 10 лет занималась маркетинговой поддержкой крупных российских и иностранных компаний, а также организацией мероприятий, в том числе за рубежом. Три года работала в музее ретро-автомобилей и военной техники, занималась продвижением музея и организацией частных событий (детские праздники, свадьбы, дни рождения и тд). В 2015 году была первой женщиной механиком-водителем танка на параде исторической техники 7 ноября на Красной площади. Потом ушла в декрет, после чего наступила пандемия. В период пандемии и отмены массовых мероприятий меня пригласили PR-специалистом в НКО.

Вот уже 3,5 года я занимаюсь PR-поддержкой благотворительного фонда «Спина бифида», который оказывает комплексную поддержку детям и взрослым с врожденными нарушениями спинного мозга, включая беременных женщин, ожидающих ребёнка с диагнозом спина бифида, детей-сирот, которые находятся в сиротских учреждениях, а также большого проекта онлайн-образования для врачей и специалистов.
Я являюсь директором по коммуникациям, в мои компетенции входит руководство SMM, подготовка годового PR-плана организации, работа со СМИ и журналистами, копирайтерами, дизайнерами, фотографами и видеографами по всей стране. Подача заявок на конкурсы, гранты и премии.

Всегда старайтесь развиваться всесторонне, обучайтесь новому, проявляйте интерес к жизни и разной деятельности. Не бойтесь пробовать что-то новое и начинать с начала. Самое главное — это искренне интересоваться направлением и любить то, что делаешь. Тогда всё получится.

Анастасия Дунаева
PR-менеджер маркетингового агентства Demis Group
После окончания университета я работала в сфере SMM. В декабре 2022 года начала чувствовать, что мне тесно, хочется роста, смены деятельности, общения, и я решаю попробовать себя в пиаре, специальности, на которую изначально и училась.

Я ежедневно изучала вакансии на HeadHunter и увидела объявление от Demis Group, где я и работала в департаменте SMM, на должность ассистента PR-директора. После прохождения нескольких этапов собеседований меня приняли на работу. И в новый год я вошла в новой роли. Это был мой первый опыт в этой сфере после прохождения практики на 2 курсе в PR-агентстве во время учебы.
Было сложно, потому что в SMM я проработала практически 7 лет, и нужно было заново учиться сфере, где все новое и непривычное. Но именно этого я и хотела, потому что казалось, что моя прежняя работа превратилась в рутину.
Параллельно с новой должностью я продолжала работать и с SMM-проектами на протяжении 8 месяцев из-за страха отказаться от привычной работы. Это было сложно, я работала 24/7, стараясь сфокусироваться на всех задачах. И пришло время выбора. Я выбрала PR и ни разу не пожалела об этом. Сейчас я занимаю должность PR-менеджера, провожу вебинары с экспертами агентства, готовлю материалы с командой и всегда держу руку на пульсе инфоповодов.

Что касается дополнительного обучения, перед началом работы я не проходила никаких курсов, вливалась в процессе, основываясь на базе, полученной раньше во время обучения в ВУЗе. Но уже дальше прошла несколько курсов, которые позволили мне еще глубже погрузиться в процесс работы и улучшить эффективность. На данный момент тоже продолжаю учиться.

Лидия Суслова
PR-специалист международного сервиса аренды и управления жилой недвижимости Colife
Первая запись в моей трудовой книжке — специалист отдела бронирования в отеле. Я закончила факультет международных отношений. Такое образование не предполагает какой-то определённой узкой профессиональной сферы. После окончания университета начала работать там, куда тянуло. Моё первое место работы предполагало знание иностранных языков, понимание коммуникаций и в целом понимание того, что такое работа в офисе, в команде, в крупной компании.

Ещё во время учёбы в университете я писала статьи для нескольких изданий, преимущественно о культуре и искусстве. Мне просто нравилось писать. Нравилось настолько, что работу в отеле я сменила на информационное агентство, где работала журналистом. Специфика работы была такова, что приходилось общаться с пресс-службами компаний. И мне стало интересно поработать «с другой стороны». Остаться отчасти журналистом, но представляющим интересы компании. Конечно, выбор пал на международные компании.
В прошлом году удалось найти работу мечты в Colife. Конечно, такая перемена профессии требовала соответствующих знаний. Благо я люблю узнавать всё новое, быстро учусь и схватываю на лету. Вообще, без самообразования никуда. Могу сказать, что знания, опыт в PR пришли на практике. Ни один курс не даст реального понимания того, что такое работа пиарщика. Сейчас очень много информации в открытом доступе, можно обучиться чему-то новому с нуля. Нужно лишь желание и хоть какой-то талант к тому, чем занимаешься.

О смене профессии не жалею, сейчас уже очевидно, что это то, к чему у меня есть предрасположенность и интерес. Именно в этой работе наилучшим образом проявляются мои навыки, компетенции, в том числе и личные качества.

Светлана Велина
PR-специалист
В свои 27 лет я решила кардинально сменить сферу деятельности. Была полна сил и вдохновения, но не ожидала, что это будет так сложно!

Моя история начинается с того, что я получила красный диплом бакалавра журналистики. Я легко работала с текстами, классно смотрелась в кадре. Как и у многих студентов журфака лет 10 назад, у меня была мечта стать военным корреспондентом.

Однако на третьем курсе я поняла, что в журналистику идти нет смысла и увлеклась маникюром. За 9 лет в бьюти-сфере я стала топовым специалистом, работала в премиальных салонах и имела очередь из клиентов. Понимание, что я занимаюсь чем-то не тем, пришло буквально в прошлом году.
Мои амбиции выходили за рамки nail-мастера. Поэтому я долго думала, что могло бы мне подойти. Опираясь на свои сильные навыки коммуникации и образование, я поняла, что PR — идеальная среда для меня. Здесь ты можешь выбрать любую тематику, находиться в гуще событий, а иногда и создавать эту «гущу».

Я прошла обучение и думала, что теперь быстро найду работу. Ведь я такая классная! Всем нужна веселая и общительная Света! Но реальность оказалась сложнее, а мое эго не могло справиться с ней.

Оказалось, что в реальном мире без опыта и портфолио ты никому не нужен даже на бесплатную стажировку. Будучи профи в бьюти-сфере, сложно было примириться с тем, что теперь ты никто. Я подавала резюме везде, где могла. Сделала кучу тестовых заданий. (Кажется, сейчас все мои тестовые можно сложить в отдельный кейс!) Проблема была еще в том, что в 28 лет ты не можешь себе позволить проходить бесплатную стажировку. Тебе нужно, как минимум, оплачивать аренду и покупать продукты.

Мне предложили помогать с пиаром в ресторане. Наивная душа! Думала, что за месяц-два я во всем разберусь и дальше пойдет по накатанной. Реальность сильно отличалась от теории. Буквально каждый день был стрессовым адом. Я училась делать даже базовые вещи: общение с клиентом, поиск инфлюенсеров, написание ТЗ и т. д.

И вот, спустя пять месяцев, я до сих пор переживаю, правильно ли я все делаю. Уверенность в себе и твердая почва под ногами — вещи, которых мне не хватает последние полгода. Но единственное, что я точно знаю сейчас — работать в PR определенно интереснее, чем пилить ногти.

Анна Матвеева
PR-специалист агентства “ПИАРХАБ”
Когда-то давно я училась в университете на менеджера организации, потом работала в интернет-магазине: сначала курьером, а потом менеджером по продаже мобильных телефонов. Мой тогдашний молодой человек, а затем уже муж, устроился в банк, и я подумала, что мне тоже стоит попробовать себя в этой сфере. И моя специальность подходила. Но в какой-то момент мне там разонравилось, стало скучно и некомфортно.

Из банка я уволилась и начала искать работу по следующим критериям: мои умения, близкое расстояние от дома, более-менее адекватная команда и руководитель, красивый офис и приемлемая зарплата. Собственно так я и попала на работу в крупное московское агентство. Когда пришла на собеседование знала только то, что мир пиара был таким, как его показывали в сериале «Секс в большом городе», где Саманта Джонс ходит на вечеринки, общается с большим количеством людей и т. д.
В агентство я пришла на позицию секретаря и мне всё очень нравилось: классные коллеги, руководитель и атмосфера. Конечно, пока я работала, то успела разобраться чем же все-таки занимаются пиарщики. И быть как Саманта Джонс было совсем необязательно, если вы понимаете о чем я ;)

Работа девочек казалась мне интересной, учитывая то, что мне всегда нравилось писать тексты. Обычно я именно тот котик, который всегда нравится людям, поэтому мне захотелось попробовать себя в роли ассистента и попроситься к кому-то из специалистов под крыло. К сожалению, незапланированный декретный отпуск поменял мои планы и вместо того, чтобы перейти в ряды ассистентов — я перешла в ряды мам :)

Спустя время у меня родился второй ребенок, я грустила и переживала: думала, что жизнь идет, а я все пропускаю. В какой-то момент я увидела в Facebook пост одного из основателей агентства, что она ведет клиентов, но у нее не хватает на все времени, и она ищет себе ассистента. Я подумала: «Почему бы не попробовать?». Мне прислали тестовое задание, суть которого заключалась в составлении списка тем для публикации, написании текста новости и составления списка СМИ. Задания были не сложными, даже для человека, у которого не было особого опыта в пиаре.

С этого момента началась моя работа в пиаре.
После 5 лет работы в своем первом агентстве я поняла, что хочу в инхаус, ушла в свободное плавание, но снова вернулась к агентской жизни — в агентство «ПИАРХАБ».

Как мы видим, переход из абсолютно другой сферы в PR возможен, иногда к этому подталкивает предыдущая профессия. Но, как и показывают истории героев, PR — это не развлечение, когда заскучал на старом месте, это серьезная сложная профессия, требующая определенных навыков, образования и трудолюбия. И даже если вы попадаете в нее случайно, идете первое время по наитию, обучение и образование остаются обязательными для достижения успеха.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР MODA NA PR В TELEGRAM