Карьера
карьера

Точка «ноль»: как начать карьеру в PR

20.12.2024
Ассистент в коммуникационной сфере — не просто начальная ступень карьеры, а важный этап, который позволяет молодым специалистам получить необходимый опыт, навыки и знания для дальнейшего роста. Эта статья для тех, кто планирует строить карьеру в сфере PR и хочет понять, с чего начинается путь в этой профессии. Как правило, первые шаги на этом пути делают именно с позиции ассистента. Кто такой ассистент PR-менеджера, что подразумевает эта должность, какие задачи и обязанности она включает, с какими нюансами можно столкнуться, а также на какую зарплату стоит рассчитывать на начальном этапе расскажет Татьяна Зайцева, главный редактор MODA NA PR Media и основатель MODA NA PR AGENCY.
С чего все начинается?
На позицию ассистента специалисты чаще всего приходят только с теоретическими знаниями, при этом сразу начинают работать над реальными задачами. Обычно на такие должности устраиваются сразу после завершения учебы или даже во время обучения на последних курсах университета. Однако теоретическая база в университетах далеко не всегда дается на основе реальных практических знаний. Это первая трудность, с которой предстоит столкнуться юному специалисту, — теория имеет мало общего с практикой. Поэтому период работы ассистентом можно смело назвать дообучением после университета или параллельно с ним. Это еще похоже на некую стадию донашивания, которой называют первые три месяца жизни ребенка после рождения. Только в случае с освоением профессии в роли ассистента нужно набраться терпения и не рассчитывать, что за три месяца человек полностью разберется в PR.

Кадр из фильма "Дьявол носит Прада".

Но не только бывшие студенты начинают с ассистентов. Бывают случаи, когда люди решают кардинально изменить сферу деятельности и приходят в PR из других областей. Для таких новичков также наиболее целесообразно начинать с позиции ассистента, чтобы ознакомиться с основами и спецификой работы.
Как долго работать на позиции ассистента?
У всех начинающих специалистов разные уровни изначальных врожденных навыков, разные типы мышления, организационных способностей и скорость восприятия нового в целом. Сроки работы на позиции ассистента также во многом зависят от того, был ли у молодого пиарщика до этого опыт стажировок или нет и т. д. В среднем перспективные специалисты, быстро обучающиеся юные пиарщики, через полгода могут рассчитывать на повышение до младшего PR-менеджера или PR-менеджера. Но период пребывания в этой роли может растянуться и до года. И это тоже нормально, опять-таки в силу разных способностей человека. Но вот если через год человек понимает, что не претендует на дальнейшее повышение, нужно разбираться. Либо что-то не так с его способностями, либо в компании не торопятся поощрять специалиста за хорошую работу и переводить на новый уровень. Здесь лучше разобраться со своим руководителем. По агентскому опыту могу сказать — талантливых ребят в ассистентах долго не держат.

Кадр из фильма "Дьявол носит Прада".

Что входит в обязанности?
На начальном этапе карьеры обязанности ассистента могут показаться рутинными и даже однообразными, однако это важные задачи, которые требуют внимания к деталям и ответственности, а также организационных навыков, по степени развития которых в том числе руководители оценивают, насколько специалист может продвинуться дальше по карьерной лестнице. Такие задачи включают в себя:
1
Поиск и сбор информации: например, изучение новостных лент для мониторинга упоминаний бренда, помощь в подготовке аналитических отчетов.
2
Ведение деловой переписки: помощь в подготовке писем-предложений журналистам, партнерам.
3
Помощь в организации мероприятий: составление списков гостей, сбор контактов, помощь в подготовке и проведении пресс-конференций, выставок и других событий.
4
Подготовка материалов для СМИ: бывает, что под четким руководством PR-менеджера ассистентам доверяют написание пресс-релизов, статей, новостных заметок, которые затем распространяются через различные каналы.
5
Установление контактов с журналистами: постепенно ассистент учится устанавливать и поддерживать рабочие отношения с представителями СМИ.
6
Мониторинг общественного мнения: отслеживание упоминаний бренда или компании в СМИ и социальных сетях.
7
Сбор информации об эффективности PR-активностей: помощь в подготовке отчетов по итогам проведенных работ.
8
Составление баз контактов: важный навык, который должен освоит любой начинающий менеджер по PR, — это поиск нужных контактов и умение сохранять их в базы, будь то журналисты или блогеры, агенты звезд или сами звезды.
Есть ли подводные камни?
Однако стоит помнить, что работа ассистента в PR может включать и неожиданные задачи. Вспомним культовый фильм «Дьявол носит Prada», где героине Энн Хэтэуэй приходилось выполнять множество странных поручений своего босса: от поиска редкого оригинала рукописи «Гарри Поттера» до покупки стейков определенной прожарки. Хотя такие задачи не относятся к прямым обязанностям, в реальной жизни PR-ассистент также может столкнуться с подобными неожиданностями. Например, это может быть срочный выезд за подарком для клиента, доставка документов, покупка каких-то трудно достижимых мелочей для креативной рассылки, заказ тортов для руководителя и т. д. Такие ситуации могут возникать и не должны вас пугать, но и становиться нормой, а руководитель, подобный Миранде Пристли, скорее исключение, чем правило.

Фото из открытых источников

Финансовые ожидания
Не стоит рассчитывать на большие суммы в начале карьеры. Помните, что Москва не сразу строилась. И в начале пути нужно быть готовым больше отдавать, чем получать. Талантливые, трудолюбивые и перспективные сотрудники окупят свои вложения сполна. Средняя заработная плата ассистента по PR варьируется от 30 до 60 тысяч рублей, в зависимости от региона, уровня компании и ее возможностей. Но опять-таки помните, что, если специалист показывает хорошие результаты, приносит доход своей компании и ее клиентам, финансовый рост не должен заставить себя ждать.
А что в действительности?
Многие успешные PR-специалисты начинали свою карьеру именно с позиции ассистента. Например, известные PR-директора крупных компаний часто вспоминают, как в начале карьеры им приходилось выполнять простые, но важные задачи, такие как рассылка пресс-релизов или организация небольших мероприятий. Со временем, благодаря настойчивости, усердию и готовности учиться, они смогли подняться по карьерной лестнице, взяв на себя более ответственные и интересные проекты.

Кадр из фильма "Дьявол носит Прада".

Вот что говорят некоторые из них:
«Работа в PR подразумевает общение с людьми, выстраивание контактов и на начальном этапе все строится на формировании опыта. Да, через пробы, совершая ошибки, знакомясь с большим количеством людей. Это не легко, но без этой базы и этого пути не получится стать специалистом в этой сфере. В задачи ассистента входит много рутинной работы по поиску контактов и построению диалога, договоренностей, отработки баз контактов.

В мои обязанности изначально входило ведение различных таблиц, формирование базы СМИ и журналистов для сотрудничества. К слову, первым же заданием был мониторинг платформы Pressfeed для поиска релевантных СМИ. В таблицу я вносила информацию с названием СМИ, контактами главного и выпускающего редактора, адреса и т. п.

Второй задачей была расшифровка аудио в текст. Это нужно было делать оперативно и корректировать материал. Тогда я даже не думала, что это можно поручить нейросетям, я все делала вручную, прослушивая часовые вебинары и перепечатывая все до последней буквы или же включая функцию «голосовой ввод текста», который не всегда корректно отражал суть. И дальше, на основе этой информации я писала статьи или использовала материалы для экспертных комментариев: запросы, которые к нам поступали.

Затем я уже самостоятельно отбирала релевантные запросы на платформе Pressfeed и отправляла их на согласование PR-директору. Сейчас все намного проще, ведь я уже перешла на новую ступень — выросла из ассистента в самостоятельного специалиста. Я просто отбираю запросы и беру комментарии у экспертов агентства, а дальше передаю СМИ. Тогда же процесс был длительным и немного запутанным. Время согласования и подготовки материалов увеличивалось, запросы закрывались, и получалось, что работа была выполнена впустую. Конечно, далее мы использовали полученную информацию в экспертных материалах для постов в соцсетях, но сам процесс отбирал много сил и не всегда решал изначальные задачи.

И в такие моменты мой руководитель поддерживал меня и помогал расти в профессиональном плане. Со временем круг обязанностей расширился, и через полгода я уже получила повышение до PR-менеджера. Я самостоятельно готовила комментарии, статьи и пресс-релизы, вместе с PR-директором посещала мероприятия, участвовала в подготовке различных материалов, работала с авторами и редактором. В PR важна настойчивость и системность, хорошо развитые коммуникативные навыки. Благодаря этим качествам вы будете достигать успеха и расти".
— Анастасия Дунаева PR-менеджер маркетингового агентства Demis Group
Получить ценный опыт во время стажировки можно не только в пределах родной страны, но и за рубежом. В подобной ситуации в свое время оказалась Александра Дробышева, основатель коммуникационного агентства Hint, и вот что она рассказала нам об этом:
«Моя первая работа ассистентом проходила в агентстве Fight W в Нью-Йорке в течение нескольких месяцев. Это топовое коммуникационное агентство, входящее в топ-25 агентств в Америке. Это была неоплачиваемая позиция, где я помогала с пиаром лайфстайл-брендов. Я занималась сортировкой различных образцов fashion-брендов и доставляла их на съемки для журналов. Также я помогала на пресс-мероприятиях, собирала пресс-подарки для журналистов, и когда еще использовался факс, то с его помощью отправляла пресс-релизы. Кроме того, я участвовала в поиске различных контактов в СМИ. Однажды мне даже пришлось притвориться, что я из редакции British Vogue, поскольку очень нужен был контакт от обычного Vogue. Мне пришлось с британским акцентом попросить контакт, который в итоге мне успешно предоставили.
Позиция ассистента — это очень здорово. Она учит многозадачности, креативному мышлению, а также основам профессии, без которых невозможно продолжить строить карьеру. Разумеется, она вдохновляет на дальнейшую работу в PR.
В нашем агентстве мы говорим каждому начинающему специалисту, что этот путь очень важно пройти, для того чтобы освоить каждую ступень профессии, что в итоге поможет стать сильным специалистом".
Не забывайте, что в роли ассистента вы приобретаете ценные навыки, знакомитесь с основными инструментами, учитесь взаимодействовать с журналистами и партнерами, а также развиваете креативное мышление и умение работать в команде. Помните, что каждый успешный PR-специалист с чего-то начинал.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР MODA NA PR В TELEGRAM