СТАТЬИ

6 приемов малобюджетного продвижения в Telegram: за и против

12.05.2023
Илья Киселев
Интернет-маркетолог, предприниматель, руководитель рекламного агентства Kiselev Agency.
Специалист по продвижению в поисковых системах и социальных сетях, эксперт в области таргетированной рекламы, поисковой оптимизации, копирайтинга и веб-дизайна.
Популярность Telegram с каждым годом растет и пропорционально с этим растут расценки на рекламу на этой площадке. Поэтому предприниматели, которые ведут свой бизнес онлайн: владельцы интернет-магазинов, авторы онлайн-курсов, блогеры и т.д., постоянно ищут возможности, как снизить затраты на продвижение. О том, какие способы малобюджетного маркетинга можно использовать в Telegram, рассказал digital-предприниматель, руководитель рекламного агентства Kiselev Agency Илья Киселев.

Термин «партизанский маркетинг» стал популярен задолго до появления социальных сетей. Его стали активно использовать после выхода одноименной книги Джея Левинсона в 1984 году. Применительно к Telegram это тактика, при которой бизнес использует креативные идеи для продвижения, а в результате получает большой охват при минимальных затратах. Однако, при таком подходе вам, скорее всего, придется потратить большое количество времени и сил для решения поставленных задач. Также способы партизанского маркетинга имеют и обратную сторону — репутационные риски. Описанные ниже методы не являются руководством к действию. Использовать их можно и в других соцсетях, но до этого трезво оцените последствия ваших действий.
1
Прием № 1. Накрутка подписчиков, чтобы попасть в результаты глобального поиска
Накрутка подписчиков, чтобы попасть в результаты глобального поиска
Строку поиска в Telegram люди активно используют, когда хотят найти интересующее их сообщество или тематический канал. Чтобы попасть в верхние строчки поисковой выдачи создается специальный канал, который выводится в ТОП с помощью накрутки туда подписчиков. Чем больше подписчиков, тем выше канал находится в поиске. Изначально в канал «накручиваются» неживые подписчики, но затем живые смогут его найти и заинтересоваться контентом.
Если вы все-таки решите использовать этот метод, экспериментируйте с отдельным Telegram каналом, чтобы не рисковать своим основным. В ТОП можно продвигать сразу несколько каналов-сателлитов, так называют вспомогательные каналы, по разным поисковым словам. А уже в них указывается ссылка на ваш главный ресурс. Результативность продвижения зависит от популярности запросов и это вам предстоит выяснить опытным путем, т.к. Telegram не предоставляет подобной статистики.

Плюсы и минусы метода. С одной стороны, к вам приходят горячие подписчики, так как они уже находятся в поиске, с другой – удержаться в ТОПе бывает нелегко из-за большой конкуренции.
2
Прием № 2. Инвайтинг или парсинг
Если вы не закрыли возможность приглашения в группы Telegram в своем аккаунте, то рано или поздно обнаружите себя в каких-то неизвестных вам чатах. Это и есть «инвайт». Парсингом же называют сбор аккаунтов пользователей из открытых групп, после чего их принудительно приглашают в то или иное сообщество. В Telegram это синоним инвайтингу.
Когда пользователь подписывается на какие-либо чаты в Telegram, а администратор сообщества не закрывает список участников – появляется гипотетическая возможность приглашения его и в другие сообщества. Обычно для этих целей покупаются относительно «старые» группы, чтобы снизить вероятность блокировки со стороны Telegram. Затем они наполняются, искусственно или естественно создается активность в чате, и как только новички принудительно добавляются туда, они сразу попадают в своего рода маркетинговую «воронку».

Плюс и минусы метода. Это дешево – от 2-3 руб. за участника. Но пользователя добавляют без его желания, что может привести к жалобам на группу и впоследствии к ее блокировке.
3
Прием № 3. Рассылки
Отправка личных сообщений по базе потенциальных подписчиков, пожалуй, самый популярный способ малобюджетного продвижения. Существует целый рынок покупки/продажи аккаунтов для рассылок. Риски блокировки Telegram аккаунтов, используемых для этих целей, высоки и личным рисковать не желательно. Точечная рассылка в этом смысле безопаснее. Если человек публично заинтересовался чем-то и после этого ему пишут с каким-то предложением, это в большинстве случаев воспринимается положительно. Но делать это нужно ненавязчиво и с предложением помочь.

Плюсы и минусы метода. Сегодня можно написать практически любому пользователю Telegram, если есть его контакт. Но последнее время пользователи все активнее жалуются на массовые рассылки. И аккаунты, с которых делают эти рассылки, быстро блокируются.

4
Прием № 4. Комментирование
Во многих каналах к постам открыты комментарии и вручную или с помощью специальных инструментов можно публиковать комментарии на интересующую вас тематику. Более того, для владельцев подписки Telegram Premium возможно публиковать комментарий от имени своего канала, однако в некоторых пабликах такие комментарии автоматически удаляют или вовсе заносят комментатора в черный список. Существуют специальные программные инструменты, которые позволяют разместить свой комментарий самым первым, чтобы привлечь больше внимания.

Плюсы и минусы метода. Такой способ продвижения условно бесплатен, но необходимо большое количество времени на размещение осмысленных комментариев.
5
Прием № 5. Постинг в чатах / группах
Метод очень похож на предыдущий, но у него есть ряд отличий. В Telegram много чатов, которые не связаны с какими-либо каналами. Возможность публикации там зависит от внутренних правил сообщества. Есть некоторые ухищрения, которыми пользуются для продвижения там своих продуктов и услуг:

Имитация бурного диалога. В группу забрасывается какой-то повод, с разных аккаунтов начинается обсуждение этого вопроса, и как результат появляется некто продвигающий свое решение обозначенной проблемы.
Имитация повода. Здесь проще объяснить на примере. Допустим, в чате фрилансеров может быть размещена вакансия, целью которой служит вовсе не поиск специалиста, а подписка на канал компании или эксперта.

Плюсы и минусы метода. Условно бесплатно – это плюс. Минус метода -необходимо время на размещение.
6
Прием № 6. Масслайкинг
В 2022 году в Telegram появились реакции, однако не во всех сообществах администраторы их открыли. В комментариях каналов и в отдельных группах при оставлении реакции видно, кто ее оставил. Таким образом, «лайкается» каждый оставленный комментарий и любопытные участники смотрят, кто оставил им реакцию, переходя в аккаунт. А там их уже может ждать реклама в описании.

Плюсы и минусы метода. Это бесплатно, но существуют и платные инструменты масслайкинга. Telegram борется с этим явлением, блокируя аккаунты, активно использующие этот способ.
Накрутка подписчиков, чтобы попасть в результаты глобального поиска
Строку поиска в Telegram люди активно используют, когда хотят найти интересующее их сообщество или тематический канал. Чтобы попасть в верхние строчки поисковой выдачи создается специальный канал, который выводится в ТОП с помощью накрутки туда подписчиков. Чем больше подписчиков, тем выше канал находится в поиске. Изначально в канал «накручиваются» неживые подписчики, но затем живые смогут его найти и заинтересоваться контентом.
Если вы все-таки решите использовать этот метод, экспериментируйте с отдельным Telegram каналом, чтобы не рисковать своим основным. В ТОП можно продвигать сразу несколько каналов-сателлитов, так называют вспомогательные каналы, по разным поисковым словам. А уже в них указывается ссылка на ваш главный ресурс. Результативность продвижения зависит от популярности запросов и это вам предстоит выяснить опытным путем, т.к. Telegram не предоставляет подобной статистики.

Плюсы и минусы метода. С одной стороны, к вам приходят горячие подписчики, так как они уже находятся в поиске, с другой – удержаться в ТОПе бывает нелегко из-за большой конкуренции.
«Специалисты» на такие методы всегда найдутся, и вы можете легко найти того, кто предложит выполнить эту работу за приемлемые деньги. На старте любой соцсети, и Telegram не исключение, подобные способы продвижения процветают, но со временем их эффективность снижается, а себестоимость возрастает. Поэтому делать на них ставку, в ущерб другим способам продвижения, не стоит. Это может быть оправдано, например, если вы только начинаете развивать бизнес и ваш бюджет на продвижение ограничен, но не более того. В перспективе, когда у вас появляются возможности, стоит рассмотреть более емкие инструменты, например, посевы – нативная реклама в каналах за деньги или по бартеру, – и официальную рекламу Telegram Ads.

При этом стоит учитывать, что большинство описанных выше способов являются серыми и тяжело масштабируемыми. В Telegram, как впрочем и в других соцсетях, существуют лимиты и ограничения на лайки и комментарии. Они постоянно меняются, и если вы собираетесь прибегнуть к тому или иному методу малобюджетного продвижения, внимательно изучите этот вопрос, чтобы не попасть под блокировку.

Если же у вас пока недостаточно клиентов, но вы действительно умеете решать их проблемы, начните действовать со стороны пользы. Не занимайтесь откровенным спамом, а ищите тех, кто уже озвучил свой запрос в каком-либо чате и предложите свое решение. Делайте небольшие точечные рассылки потенциально заинтересованным людям. Ведь в конечном итоге, важны не инструменты, которыми вы пользуетесь, а смыслы, которые с их помощью доносите.